|
ДОПОЛНЕНИЯ К РЕАКЦИИ ГОРОЖАН НА АКЦИЮ “ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ
1”.
В Комсомольском районе процесс наклейки листовок такого
необычного содержания собирал некоторое количество народа. Однако, в
отличии, например, от Автозаводского и Центрального районов, люди были
более сдержанны – открыто не высказывались, дискуссий не
устраивали.
А кадеты (волонтеры в Автозаводском районе) – придумали новый
способ “запуска идеи в народ” – из окон Военного университета листовки в
виде самолетиков летели прямо в город. Кадеты – вообще, народ творческий.
В Промкомзоне, например, заклеили листовками всю автобусную остановку –
как обоями. Чтоб красиво – ярко было.
Девушки из 58 лицея (волонтеры в Центральном районе) воспринимали
расклеивание листовок как “прикол”. С удовольствием “задевали” горожан, с
видом знатоков объясняя, что такое “пандусы” и что значит фраза “дело даже
не в них”.
ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ.
Прошли три дня. Мы – участники и кураторы (они же участники) -
собрались в своем последнем (?) кругу.
 | |
“Я здесь научилась многому. Мне здесь очень понравилось. Особенно, как
мы запихивали в Сашу разные шарики. И еще то, что мы здесь оставляем о
себе память” (Фазлыахметова Маша, 13 лет)
“Я хочу сказать одну вещь. Хорошо, когда человеку дают свободу выбора
своего действия. И вообще – свободу. Свободу слова, свободу своему
творчеству. Когда тебя не ущемляют в своих предложениях. Ты можешь
предлагать что-то, и тебя не осудят за это. И здесь я ощутила на себе
такую свободу. Что никто тебя не осуждает ни за что. Никто твои
предложения не отвергает. Ты просто живешь и радуешься. И я очень бы
хотела повторить эти прекрасные три дня. Может , еще случится, что это повторится. Но я думаю, что
это будет уже в другом составе. Но я рада, что я познакомилась со всеми
вами, рада, что остается все это в моей памяти, остается все это на
пленке, в этих изображениях, в стихах, рисунках” (Грошева Александра,
13 лет)
“Я здесь был и остался на этих вот полотнах – оставил два своих следа,
две руки. В общем, я остался доволен всем тем, что я здесь увидел, чем
занимался. Больше у меня слов нет.” (Стрельников Василий, 17 лет,
кадет)
Василий стал нашим символом. Последнее задание в общем кругу имело
условное название “Здесь был Вася”. На куске холста нужно было оставить
“часть себя” (обвести часть тела /все тело/ и закрасить его). Когда
задание было оглашено, мы вспомнили, что среди нас есть настоящий Вася,
который действительно здесь был.
“Друг о друге многое узнали и общались не очень мало – целых 3 дня. Что
могу сказать – все стали близкими друг другу. Вот и все. ” (Алфимов
Михаил, 16 лет, учащийся 2 курса военно-технического кадетского
корпуса)
“Странная вещь. Помните, в первый день мастерских на нашем первом кругу
я села к Мише. Мы разговаривали и представляли друг друга Вам. Тогда мне
показалось, что мы с ним очень похожи. А сейчас он практически сказал то,
что хотела сказать я – мы даже говорить одновременно начали.
За все это время я лично общалась с немногим количеством людей. С
кем-то просто парой фраз за обедом “перекинулась”, кому-то улыбнулась, а
кому –то, может, вообще ничего и не сказала. Но у меня такое ощущение, что
люди – все, кто сейчас остался здесь - действительно стали близкими. Может
это просто такое чувство – оно возникает, проходит. Но на самом деле, это
чувство и есть самое ценное. Что мы, я, могу сказать, что вы - близкие
люди.” (Любовь Черняева, 25 лет, координатор)
“Я тоже хочу сказать. Сейчас все сидят такие грустные, молчаливые. Мне
кажется, что просто держат паузу – чтобы отсрочить конец, на самом деле.
Мне тоже кажется, что мы здесь очень подружились. И еще мне хочется сейчас
вам сказать – возьмемся за руки друзья” (Анна Лезина, 21 год,
координатор) |
И мы взялись за руки.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Потом, на открытии выставки мы, координаторы, оганизаторы проекта
говорили, что за эти три дня нам удалось преодолеть все границы:
- возрастные
(которые не по нашей инициативе расширились от 13 до
40 лет и более – многие подростки приехали с сопровождающими)
- “инвалид”
- “неинвалид”
(абсолютно точно можно сказать, что в процессе творческого общения
участников за весь период Мастерских не возникало моментов какой-либо
дискриминации инвалидов. Весь процесс развивался естественным
путем. Даже дети заметили, что “здесь все как-то распущено”, нет
жестко-заданной структуры. Каждый волен делать то, что хочет. Выбирать
из того, что предлагается в разных мастерских. Каждый мог
позволить себе быть активным.)
Костя Водяницкий внес ценную поправку: “Не думаю, что мы преодолели
границу. Просто люди собрались, повеселились. Мы не преодолели, но скорее
ПОТРОГАЛИ ее - а что это такое, эта граница, и что с ней
делать.”
ИТОГИ МАСТЕРСКИХ
Настоящие итоги невидимы, неосязаемы. Они остались в душе каждого –
чувства, переживания, привязанности.
Нам – организаторам – звонит мама девочки (обе они были в Мастерских) и
просто спрашивает, как наши дела, как мы поживаем. И еще она говорит, что
наша общая фотография стоит у них на столе. И что они рисуют той
кисточкой, которую попросили у нас на память о мастерских. И что в душе
они чувствуют тепло, когда вспоминают нас – всех вместе. И мы знаем, что
они ЖДУТ – ждут новой встречи.
А вообще в музее по итогам Мастерских открылась выставка “Я-здесь!” -
фотографии, стихи, рисунки, живописные полотна, БОЛЬШАЯ книжка. Все, что
“материализовалось” в Мастерских за время их работы.
На открытие выставки пришли участники. Когда все партнеры,
приглашенные, официальные лица разошлись – мы, кураторы и подростки,
остались на своей выставке – сидели, молчали, смеялись, говорили о
школе. Нас было вдвое меньше (от первоначального состава), но мы были
именно теми – кто действительно ОСТАЛСЯ ЗДЕСЬ. Нам было хорошо вместе,
совсем не хотелось уходить. И еще было грустно. Потому, что Это кончилось,
и мы знали, что повторения уже не будет (?). Любовь, которая проходит. И
остается навсегда. С тобой. Внутри. В глубине.
Было замечено, что листовки расклеивали, в основном,
молодые люди – девчонки лет 15 и пацаны в форме кадетов.
Они говорили, что акция эта называется “ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ” и
проводится в рамках проекта Городского краеведческого музея
“Я-здесь!”.
Люди реагировали по-разному – как на сам АКТ расклейки
листовок (детей “припахали”), так и на содержание оных.
В Центральном р-не при
“обозначении” лестницы одного из ТОСов разъяренные сотрудницы требовали
БУМАЖКУ – официально разрешающую сказать людям, что на ЭТОЙ ЛЕСТНИЦЕ НЕТ
ПАНДУСА.
Ну а на вопросы симпатичных девушек “ПРО ИНВАЛИДОВ”
отвечали, как ни странно, вдумчиво и серьезно.
Вот что говорили ПРОСТО ЛЮДИ НА УЛИЦАХ.
ИТАК
- Кого называют инвалидом?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
1.Это ЛЮДИ с ограниченными возможностями (Роман
18 лет студент)
НЕПОЛНОЦЕННЫЕ люди (Оля 18 лет студентка)
Люди, которые МОГУТ чувствовать, мыслить,
но у них не действует какой-либо аппарат - двигательный, слуховой
(Школьница 13 лет)
МЫ (Девушка 18 лет, студентка)
Люди, у которых НЕТ СПОСОБНОСТЕЙ, как у
нас (Саша 18 лет, студентка)
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- Это люди без рук, без ног – словом
УВЕЧЕННЫЕ (Светлана Ивановна, 50 лет, домохозяйка)
- Люди, которые ЛИШЕНЫ здоровья (Женщина
54 лет, Мастер “ВАЗинтерсервис”)
- Он САМ СЕБЯ считает инвалидом. (Ольга
Михайловна, специалист по связям с общественностью, 35 лет)
- На него другие повесили ЯРЛЫК: инвалид
– потому что он чем-то от них отличается (Лена, 23 года,
видеоинженер)
- Таков диагноз. Или есть физическое
отклонение от общепринятой нормы. Или это человек, который
чего-то не может (Женщина – педагог, 25 лет)
|
- Представьте – на улице вы человека в
инвалидной коляске. Ваша первая мысль, чувство?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- СОСТРАДАНИЕ.
- Сожаление, боль, желание
ПОМОЧЬ.
- СТРАХ.
- ЖАЛОСТЬ – мы МОЖЕМ все, а они нет.
- ОЧЕНЬ жалко их.
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- Никаких. ТАКОЙ ЖЕ человек
- Сколько у них СИЛ, что он держится, что не потерялся в
себе.
ЗАВИДУЮ их силе воли.
- Разные – жалость, БРЕЗГЛИВОСТЬ, досада,
любопытство.
- СОСТРАДАНИЕ, мысль, что ему не хватает
ОБЩЕНИЯ, желание помочь – если не материально, то хотя бы
морально.
- Нет особого чувства, только осторожность в
обращении.
|
- А о чем, по-вашему, думает он, когда едет по
улице?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- Кто-то РАДУЕТСЯ за людей, которые могут
чувствовать себя более полноценными, и быть полезными обществу.
- ОБИДНО, что с ними так поступила
судьба.
- Какое НЕБО ГОЛУБОЕ
- Если ДОБРЫЙ и видит сожаление, то ему
стыдно за себя. Если ЗЛОЙ – ненавидит всех и весь мир
- О ТОМ же, что и другие люди
- НАЙТИ БЫ человека, который его
выслушает.
- Он думает О ЛЮДЯХ, которые проходят
МИМО. Что им очень ПОВЕЗЛО. Что они – не такие, как он.
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- ЗАВИДУЕТ
- О повседневных ДЕЛАХ
- РАДУЕТСЯ, что все ходят, а он - нет.
- О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ в этом мире, что
судьба обошла его стороной.
- Как бы вести себя так, чтобы меньше
обращать на себя внимание.
- Разные чувства – как и у любого
человека – от наплевательского отношения к мнению окружающих до
стыда, боли.
- Все люди разные и чувства тоже. Может,
он РАДОСТЬ испытывает, что выбрался на улицу
|
- Отличается ли внутренний мир инвалида и
обычного человека? Чем?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- Конечно – они
ОТДЕЛЕНЫ от общества.
- Внутренний мир КАЖДОГО человека
отличается.
- Может и не отличается – но задачи
жизненные другие. А может, у него мир и БОГАЧЕ, чем у обычного.
- Внутренний мир человека НЕ ЗАВИСИТ от
его физического состояния.
- НЕТ.
- В нас во всех ЕСТЬ все. В каждом. Все
чувства, все мысли.
- Зависит от человека. .
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- Обязательно. Более ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ ко
всему.
- Я думаю НЕ во многом. Они также
чувствуют, просто чего-то не могут.
- Конечно. Инвалиды думают, что они
никому не нужны. От нас это зависит – мы ДОЛЖНЫ отвлечь их от
мыслей, что они больны.
- Да. Инвалид ПЕРЕЖИЛ то, что не пережили
обычные люди.
- Многие инвалиды даже ТАЛАНТЛИВЕЕ
обычных.
- ДА – они более ранимы, чувствительны, у
них есть желание ДОКАЗАТЬ свою состоятельность.
- Да – у всех людей он разный.
|
- Почему в городских учреждениях, организациях
практически нет рабочих мест для инвалидов?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ к больным людям.
- О них НЕ ДУМАЮТ. НЕ ВЫГОДНО.
- Есть ПОСТАНОВЛЕНИЕ, чтобы каждое
предприятие трудоустроило инвалида, если у него инвалидная
группа – до 5 чел.
- СТОЛЬКО МОРОКИ.
- Потому что люди у нас ГЛУПЫЕ. Хоть
Россия и цивилизованная страна (компьютеры есть).
- Инвалиды НЕ все УМЕЮТ делать так же
хорошо, как обычные люди.
7. Никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, если
что-то случится с ними. |
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- Считают, что НОРМАЛЬНЫЕ люди будут
работать лучше, чем инвалиды.
- О них НЕ ДУМАЮТ.
- ДОРОГО .
- НЕ ВЫГОДНО, им нужны льготы, особые
условия
- Лишние проблемы с ними
- А им это надо – городским учреждениям?
- Для обычных–то мест не хватает
|
- На лестницах общественных зданий (больницах, магазинах, школах,
театрах, городской администрации) почти нет пандусов. На светофорах
нет свистка для слепых. Транспорт не приспособлен. Наш город
обустроен так, как будто инвалидов нет. Почему?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- ПРАВИТЕЛЬСТВО привыкло – раз инвалиды
живут в таких условиях, то не обязательно тратить на
обустройство города государственные деньги.
- С таким вопросом нужно обращаться к
АДМИНИСТРАЦИИ города.
- Потому что у нас НЕ ПРИНЯТО обращать на
это внимание. Каждый живет своей жизнью.
- О них не думают – НЕ ВЫГОДНО.
- Администрация думает только о здоровых.
МИР ЖЕСТОК.
- А кто про них ВСПОМИНАЕТ?
- Мы не привыкли – в нашем мире МЫ НЕ ТАК ЧАСТО встречаем
инвалидов. Мы думаем, что за ними должен КТО-ТО ухаживать,
должен ходить вместе с ним. Он НЕ ОДИНОК и о нем есть, кому
позаботится.
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- В тех местах, где инвалиды ОБЫЧНО
бывают – для них все обустроено (социальные центры и пр).
- ЗДОРОВЫХ БОЛЬШЕ, чем инвалидов. И про
них забывают.
- Люди думают только О СЕБЕ. Просто им не
выгодно – поэтому ничего не делают, нет ни пандусов, ни
свистков, НИЧЕГО. Ну а так, конечно же, это нужно ИМ –
безусловно.
- Инвалиды никому не нужны
- ДОРОГО.
- Такой же стереотип, как с
бабушками-пенсионерками (Что вас лечить – все равно скоро
помрете)
- Пока самого не стукнуло, для тебя нет
этой проблемы
|
- Люди с инвалидностью, как и обычные люди,
часто обладают колоссальным творческим потенциалом, большинство из них
могут приносить пользу обществу. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы
они были востребованы?
|
МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :
- Талант нужно развивать. Нужно, чтобы
инвалиды чувствовали себя не ОТБРОСАМИ общества, а обычными
людьми, в которых ДАЖЕ нуждаются .
.
- Проводить ФЕСТИВАЛИ, соревнования,
конкурсы для инвалидов. Выделять деньги для дальнейшего
процветания.
- Обратится к МЭРУ .
- Не жалеть средств на них и ИСПОЛНИТЬ ИХ
МЕЧТЫ .
- Создать ОРГАНИЗАЦИИ по раскрытию их
творческих способностей, которые могли бы принести пользу
обществу .
- ДАТЬ ИМ ЗНАТЬ, что они нужны людям. Что
мы с ними.
- Создать организации, чтобы все инвалиды
перезнакомились и сделали что-то БОЛЬШОЕ – общее
|
МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:
- Надо поменять отношение, чтоб к ним
относились, как к полноценным.
- Комплекс мер – чем-то одним и быстро
проблему не решишь. И не начать ли с себя.
- Надо НЕ ПОДАВЛЯТЬ
их качества, а поддерживать спонсорством.
- НУЖНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ОТСУТСТВИЕ их
возможностей, их нелегкую судьбу .
- Создавать общества для инвалидов, где
они могут реализовываться .
- Власти должны принимать действенные
меры, чтобы помочь инвалидам, а не отчитываться для галочки.
- Они сами могут себе помочь –
предпринимательством, к примеру, заняться
- Общаться нам нужно больше друг с другом
|
В общем, по-прежнему непонятно – КТО ЖЕ ЭТО - “Люди с
ограниченными возможностями” - инвалиды?
И кто такие вообще “инвалиды”?
СТРАШНАЯ МЫСЛЬ - А может это МЫ?
Становится даже интересно - Кто “инвалиднее”? – ОНИ или
МЫ?
МЫ - крадущие свистки со светофоров, не думая, что
украли целый МИР у слепого.
МЫ – которые, как провинившиеся дети, начинаем кричать,
возмущаться, придумывать отговорки или отворачивать глаза, когда нам
говорят, ЧТО МЫ О КОМ-ТО забыли (пандус не поставили, руки не подали).
МЫ – которые не хотим слышать об инвалидах и говорить
ОБ ЭТОМ. Просто потому, что эта тема “портит нам настроение”. А не
задуматься ли – почему? Может с этого все и начнется?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ДРУГ О ДРУГЕ – ОНИ О НАС и МЫ О НИХ –
чтобы пытаться отвечать на вопросы. На чем строятся наши рассуждения –
на домыслах, на стереотипах, или на личном опыте?
Мы все разные – со своими носами, головами, руками,
мыслями, чувствами. Но мы все одинаковые – мы люди. Или нет.
Одна девочка сказала - Мне не нравится этот вопрос “Кто
такой человек с ограниченными возможностями”. И сам термин - тоже.
Человек сам ограничивает свои возможности. А вдруг она права?
А впрочем – “поговорили и легче стало”. Может на этом и
успокоиться?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. СЛЕДИТЕ ЗА
СТРАНИЦЕЙ. Последнее обновление:
|