Р Е А К Ц И И

ДОПОЛНЕНИЯ К РЕАКЦИИ ГОРОЖАН НА АКЦИЮ “ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ 1”.

В Комсомольском районе процесс наклейки листовок такого необычного содержания собирал некоторое количество народа. Однако, в отличии, например, от Автозаводского и Центрального районов, люди были более сдержанны – открыто не высказывались, дискуссий не устраивали.

А кадеты (волонтеры в Автозаводском районе) – придумали новый способ “запуска идеи в народ” – из окон Военного университета листовки в виде самолетиков летели прямо в город. Кадеты – вообще, народ творческий. В Промкомзоне, например, заклеили листовками всю автобусную остановку – как обоями. Чтоб красиво – ярко было.

Девушки из 58 лицея (волонтеры в Центральном районе) воспринимали расклеивание листовок как “прикол”. С удовольствием “задевали” горожан, с видом знатоков объясняя, что такое “пандусы” и что значит фраза “дело даже не в них”.

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ.

Прошли три дня. Мы – участники и кураторы (они же участники) - собрались в своем последнем (?) кругу.

  

“Я здесь научилась многому. Мне здесь очень понравилось. Особенно, как мы запихивали в Сашу разные шарики. И еще то, что мы здесь оставляем о себе память” (Фазлыахметова Маша, 13 лет)

“Я хочу сказать одну вещь. Хорошо, когда человеку дают свободу выбора своего действия. И вообще – свободу. Свободу слова, свободу своему творчеству. Когда тебя не ущемляют в своих предложениях. Ты можешь предлагать что-то, и тебя не осудят за это. И здесь я ощутила на себе такую свободу. Что никто тебя не осуждает ни за что. Никто твои предложения не отвергает. Ты просто живешь и радуешься. И я очень бы хотела повторить эти прекрасные три дня. Может, еще случится, что это повторится. Но я думаю, что это будет уже в другом составе. Но я рада, что я познакомилась со всеми вами, рада, что остается все это в моей памяти, остается все это на пленке, в этих изображениях, в стихах, рисунках” (Грошева Александра, 13 лет)

“Я здесь был и остался на этих вот полотнах – оставил два своих следа, две руки. В общем, я остался доволен всем тем, что я здесь увидел, чем занимался. Больше у меня слов нет.” (Стрельников Василий, 17 лет, кадет)

Василий стал нашим символом. Последнее задание в общем кругу имело условное название “Здесь был Вася”. На куске холста нужно было оставить “часть себя” (обвести часть тела /все тело/ и закрасить его). Когда задание было оглашено, мы вспомнили, что среди нас есть настоящий Вася, который действительно здесь был.

“Друг о друге многое узнали и общались не очень мало – целых 3 дня. Что могу сказать – все стали близкими друг другу. Вот и все. ” (Алфимов Михаил, 16 лет, учащийся 2 курса военно-технического кадетского корпуса)

“Странная вещь. Помните, в первый день мастерских на нашем первом кругу я села к Мише. Мы разговаривали и представляли друг друга Вам. Тогда мне показалось, что мы с ним очень похожи. А сейчас он практически сказал то, что хотела сказать я – мы даже говорить одновременно начали.

За все это время я лично общалась с немногим количеством людей. С кем-то просто парой фраз за обедом “перекинулась”, кому-то улыбнулась, а кому –то, может, вообще ничего и не сказала. Но у меня такое ощущение, что люди – все, кто сейчас остался здесь - действительно стали близкими. Может это просто такое чувство – оно возникает, проходит. Но на самом деле, это чувство и есть самое ценное. Что мы, я, могу сказать, что вы - близкие люди.” (Любовь Черняева, 25 лет, координатор)

“Я тоже хочу сказать. Сейчас все сидят такие грустные, молчаливые. Мне кажется, что просто держат паузу – чтобы отсрочить конец, на самом деле. Мне тоже кажется, что мы здесь очень подружились. И еще мне хочется сейчас вам сказать – возьмемся за руки друзья” (Анна Лезина, 21 год, координатор)


И мы взялись за руки.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Потом, на открытии выставки мы, координаторы, оганизаторы проекта говорили, что за эти три дня нам удалось преодолеть все границы:

  • возрастные (которые не по нашей инициативе расширились от 13 до 40 лет и более – многие подростки приехали с сопровождающими)
  • “инвалид” - “неинвалид” (абсолютно точно можно сказать, что в процессе творческого общения участников за весь период Мастерских не возникало моментов какой-либо дискриминации инвалидов. Весь процесс развивался естественным путем. Даже дети заметили, что “здесь все как-то распущено”, нет жестко-заданной структуры. Каждый волен делать то, что хочет. Выбирать из того, что предлагается в разных мастерских. Каждый мог позволить себе быть активным.)

Костя Водяницкий внес ценную поправку: “Не думаю, что мы преодолели границу. Просто люди собрались, повеселились. Мы не преодолели, но скорее ПОТРОГАЛИ ее - а что это такое, эта граница, и что с ней делать.”

ИТОГИ МАСТЕРСКИХ

Настоящие итоги невидимы, неосязаемы. Они остались в душе каждого – чувства, переживания, привязанности.

Нам – организаторам – звонит мама девочки (обе они были в Мастерских) и просто спрашивает, как наши дела, как мы поживаем. И еще она говорит, что наша общая фотография стоит у них на столе. И что они рисуют той кисточкой, которую попросили у нас на память о мастерских. И что в душе они чувствуют тепло, когда вспоминают нас – всех вместе. И мы знаем, что они ЖДУТ – ждут новой встречи.

  

А вообще в музее по итогам Мастерских открылась выставка “Я-здесь!” - фотографии, стихи, рисунки, живописные полотна, БОЛЬШАЯ книжка. Все, что “материализовалось” в Мастерских за время их работы.

На открытие выставки пришли участники. Когда все партнеры, приглашенные, официальные лица разошлись – мы, кураторы и подростки, остались на своей выставке – сидели, молчали, смеялись, говорили о школе. Нас было вдвое меньше (от первоначального состава), но мы были именно теми – кто действительно ОСТАЛСЯ ЗДЕСЬ. Нам было хорошо вместе, совсем не хотелось уходить. И еще было грустно. Потому, что Это кончилось, и мы знали, что повторения уже не будет (?). Любовь, которая проходит. И остается навсегда. С тобой. Внутри. В глубине.



Было замечено, что листовки расклеивали, в основном, молодые люди – девчонки лет 15 и пацаны в форме кадетов.

Они говорили, что акция эта называется “ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ” и проводится в рамках проекта Городского краеведческого музея “Я-здесь!”.

Люди реагировали по-разному – как на сам АКТ расклейки листовок (детей “припахали”), так и на содержание оных.

  В Центральном р-не при “обозначении” лестницы одного из ТОСов разъяренные сотрудницы требовали БУМАЖКУ – официально разрешающую сказать людям, что на ЭТОЙ ЛЕСТНИЦЕ НЕТ ПАНДУСА.

Ну а на вопросы симпатичных девушек “ПРО ИНВАЛИДОВ” отвечали, как ни странно, вдумчиво и серьезно.

Вот что говорили ПРОСТО ЛЮДИ НА УЛИЦАХ.

ИТАК

  1. Кого называют инвалидом?

    МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

     

    1.Это ЛЮДИ с ограниченными возможностями (Роман 18 лет студент)

  2. НЕПОЛНОЦЕННЫЕ люди (Оля 18 лет студентка)

  3. Люди, которые МОГУТ чувствовать, мыслить, но у них не действует какой-либо аппарат - двигательный, слуховой (Школьница 13 лет)

  4. МЫ (Девушка 18 лет, студентка)

  5. Люди, у которых НЕТ СПОСОБНОСТЕЙ, как у нас (Саша 18 лет, студентка)

       

    1. МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. Это люди без рук, без ног – словом УВЕЧЕННЫЕ (Светлана Ивановна, 50 лет, домохозяйка)

      2. Люди, которые ЛИШЕНЫ здоровья (Женщина 54 лет, Мастер “ВАЗинтерсервис”)

      3. Он САМ СЕБЯ считает инвалидом. (Ольга Михайловна, специалист по связям с общественностью, 35 лет)

      4. На него другие повесили ЯРЛЫК: инвалид – потому что он чем-то от них отличается (Лена, 23 года, видеоинженер)

      5. Таков диагноз. Или есть физическое отклонение от общепринятой нормы. Или это человек, который чего-то не может (Женщина – педагог, 25 лет)

       

      1. Представьте – на улице вы человека в инвалидной коляске. Ваша первая мысль, чувство?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. СОСТРАДАНИЕ.

      2. Сожаление, боль, желание ПОМОЧЬ.

      3. СТРАХ.

      4. ЖАЛОСТЬ – мы МОЖЕМ все, а они нет.

      5. ОЧЕНЬ жалко их.

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. Никаких. ТАКОЙ ЖЕ человек

      2. Сколько у них СИЛ, что он держится, что не потерялся в себе. ЗАВИДУЮ их силе воли.

      3. Разные – жалость, БРЕЗГЛИВОСТЬ, досада, любопытство.

      4. СОСТРАДАНИЕ, мысль, что ему не хватает ОБЩЕНИЯ, желание помочь – если не материально, то хотя бы морально.

      5. Нет особого чувства, только осторожность в обращении.

      1. А о чем, по-вашему, думает он, когда едет по улице?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. Кто-то РАДУЕТСЯ за людей, которые могут чувствовать себя более полноценными, и быть полезными обществу.

      2. ОБИДНО, что с ними так поступила судьба.

      3. Какое НЕБО ГОЛУБОЕ

      4. Если ДОБРЫЙ и видит сожаление, то ему стыдно за себя. Если ЗЛОЙ – ненавидит всех и весь мир

      5. О ТОМ же, что и другие люди

      6. НАЙТИ БЫ человека, который его выслушает.

      7. Он думает О ЛЮДЯХ, которые проходят МИМО. Что им очень ПОВЕЗЛО. Что они – не такие, как он.

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. ЗАВИДУЕТ

      2. О повседневных ДЕЛАХ

      3. РАДУЕТСЯ, что все ходят, а он - нет.

      4. О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ в этом мире, что судьба обошла его стороной.

      5. Как бы вести себя так, чтобы меньше обращать на себя внимание.

      6. Разные чувства – как и у любого человека – от наплевательского отношения к мнению окружающих до стыда, боли.

      7. Все люди разные и чувства тоже. Может, он РАДОСТЬ испытывает, что выбрался на улицу

       

       

      1. Отличается ли внутренний мир инвалида и обычного человека? Чем?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. Конечно – они ОТДЕЛЕНЫ от общества.

      2. Внутренний мир КАЖДОГО человека отличается.

      3. Может и не отличается – но задачи жизненные другие. А может, у него мир и БОГАЧЕ, чем у обычного.

      4. Внутренний мир человека НЕ ЗАВИСИТ от его физического состояния.

      5. НЕТ.

      6. В нас во всех ЕСТЬ все. В каждом. Все чувства, все мысли.

      7. Зависит от человека. .

       

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. Обязательно. Более ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ ко всему.

      2. Я думаю НЕ во многом. Они также чувствуют, просто чего-то не могут.

      3. Конечно. Инвалиды думают, что они никому не нужны. От нас это зависит – мы ДОЛЖНЫ отвлечь их от мыслей, что они больны.

      4. Да. Инвалид ПЕРЕЖИЛ то, что не пережили обычные люди.

      5. Многие инвалиды даже ТАЛАНТЛИВЕЕ обычных.

      6. ДА – они более ранимы, чувствительны, у них есть желание ДОКАЗАТЬ свою состоятельность.

      7. Да – у всех людей он разный.

       

      1. Почему в городских учреждениях, организациях практически нет рабочих мест для инвалидов?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ к больным людям.

      2. О них НЕ ДУМАЮТ. НЕ ВЫГОДНО.

      3. Есть ПОСТАНОВЛЕНИЕ, чтобы каждое предприятие трудоустроило инвалида, если у него инвалидная группа – до 5 чел.

      4. СТОЛЬКО МОРОКИ.

      5. Потому что люди у нас ГЛУПЫЕ. Хоть Россия и цивилизованная страна (компьютеры есть).

      6. Инвалиды НЕ все УМЕЮТ делать так же хорошо, как обычные люди.

      7. Никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, если что-то случится с ними.

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. Считают, что НОРМАЛЬНЫЕ люди будут работать лучше, чем инвалиды.

      2. О них НЕ ДУМАЮТ.

      3. ДОРОГО .

      4. НЕ ВЫГОДНО, им нужны льготы, особые условия

      5. Лишние проблемы с ними

      6. А им это надо – городским учреждениям?

      7. Для обычных–то мест не хватает

       

      1. На лестницах общественных зданий (больницах, магазинах, школах, театрах, городской администрации) почти нет пандусов. На светофорах нет свистка для слепых. Транспорт не приспособлен. Наш город обустроен так, как будто инвалидов нет. Почему?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. ПРАВИТЕЛЬСТВО привыкло – раз инвалиды живут в таких условиях, то не обязательно тратить на обустройство города государственные деньги.

      2. С таким вопросом нужно обращаться к АДМИНИСТРАЦИИ города.

      3. Потому что у нас НЕ ПРИНЯТО обращать на это внимание. Каждый живет своей жизнью.

      4. О них не думают – НЕ ВЫГОДНО.

      5. Администрация думает только о здоровых. МИР ЖЕСТОК.

      6. А кто про них ВСПОМИНАЕТ?

      7. Мы не привыкли – в нашем мире МЫ НЕ ТАК ЧАСТО встречаем инвалидов. Мы думаем, что за ними должен КТО-ТО ухаживать, должен ходить вместе с ним. Он НЕ ОДИНОК и о нем есть, кому позаботится.

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. В тех местах, где инвалиды ОБЫЧНО бывают – для них все обустроено (социальные центры и пр).

      2. ЗДОРОВЫХ БОЛЬШЕ, чем инвалидов. И про них забывают.

      3. Люди думают только О СЕБЕ. Просто им не выгодно – поэтому ничего не делают, нет ни пандусов, ни свистков, НИЧЕГО. Ну а так, конечно же, это нужно ИМ – безусловно.

      4. Инвалиды никому не нужны

      5. ДОРОГО.

      6. Такой же стереотип, как с бабушками-пенсионерками (Что вас лечить – все равно скоро помрете)

      7. Пока самого не стукнуло, для тебя нет этой проблемы

       

      1. Люди с инвалидностью, как и обычные люди, часто обладают колоссальным творческим потенциалом, большинство из них могут приносить пользу обществу. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы они были востребованы?

      МНЕНИЕ “МОЛОДЫХ” :

       

      1. Талант нужно развивать. Нужно, чтобы инвалиды чувствовали себя не ОТБРОСАМИ общества, а обычными людьми, в которых ДАЖЕ нуждаются .

        .

      2. Проводить ФЕСТИВАЛИ, соревнования, конкурсы для инвалидов. Выделять деньги для дальнейшего процветания.

      3. Обратится к МЭРУ .

      4. Не жалеть средств на них и ИСПОЛНИТЬ ИХ МЕЧТЫ .

      5. Создать ОРГАНИЗАЦИИ по раскрытию их творческих способностей, которые могли бы принести пользу обществу .

      6. ДАТЬ ИМ ЗНАТЬ, что они нужны людям. Что мы с ними.

      7. Создать организации, чтобы все инвалиды перезнакомились и сделали что-то БОЛЬШОЕ – общее

       

       

      МНЕНИЕ “ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДЫХ”:

       

      1. Надо поменять отношение, чтоб к ним относились, как к полноценным.

      2. Комплекс мер – чем-то одним и быстро проблему не решишь. И не начать ли с себя.

      3. Надо НЕ ПОДАВЛЯТЬ их качества, а поддерживать спонсорством.

      4. НУЖНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ОТСУТСТВИЕ их возможностей, их нелегкую судьбу .

      5. Создавать общества для инвалидов, где они могут реализовываться .

      6. Власти должны принимать действенные меры, чтобы помочь инвалидам, а не отчитываться для галочки.

      7. Они сами могут себе помочь – предпринимательством, к примеру, заняться

      8. Общаться нам нужно больше друг с другом

       

      В общем, по-прежнему непонятно – КТО ЖЕ ЭТО - “Люди с ограниченными возможностями” - инвалиды?

      И кто такие вообще “инвалиды”?

      СТРАШНАЯ МЫСЛЬ - А может это МЫ?

      Становится даже интересно - Кто “инвалиднее”? – ОНИ или МЫ?

      МЫ - крадущие свистки со светофоров, не думая, что украли целый МИР у слепого.

      МЫ – которые, как провинившиеся дети, начинаем кричать, возмущаться, придумывать отговорки или отворачивать глаза, когда нам говорят, ЧТО МЫ О КОМ-ТО забыли (пандус не поставили, руки не подали).

      МЫ – которые не хотим слышать об инвалидах и говорить ОБ ЭТОМ. Просто потому, что эта тема “портит нам настроение”. А не задуматься ли – почему? Может с этого все и начнется?

      ЧТО МЫ ЗНАЕМ ДРУГ О ДРУГЕ – ОНИ О НАС и МЫ О НИХ – чтобы пытаться отвечать на вопросы. На чем строятся наши рассуждения – на домыслах, на стереотипах, или на личном опыте?

      Мы все разные – со своими носами, головами, руками, мыслями, чувствами. Но мы все одинаковые – мы люди. Или нет.

      Одна девочка сказала - Мне не нравится этот вопрос “Кто такой человек с ограниченными возможностями”. И сам термин - тоже. Человек сам ограничивает свои возможности. А вдруг она права?

      А впрочем – “поговорили и легче стало”. Может на этом и успокоиться?

      ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. СЛЕДИТЕ ЗА СТРАНИЦЕЙ.

    Последнее обновление:

    Hosted by uCoz