![]() | ПРОЕКТ "Я ЗДЕСЬ !" | |
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ. Методика Творческих Мастерских разработана Благотворительным Фондом поддержки и развития арттерапевтических программ “В поисках гармонии”, Российским научно-практических центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея. 2-4 апреля в Тольяттинском краеведческом музее Благотворительным фондом поддержки и развития г. Санкт-Петербурга был проведен региональный семинар “Арттерапия в образовании, психологическом консультировании и культуре”. Постановка проблемы.В общественном сознании социум условно разделен на две составляющие:
Ко вторым “традиционно” относят Людей “с проблемами” - инвалидов, наркоманов, людей с криминальным прошлым и пр. В обществе по-прежнему работает стереотип об их социальной “неполноценности”. Налицо резервация ОВСА – изоляция его от “здоровой” части социума (частичная или полная). Дискриминация ОВСА, по сути - производная общественной установки. Для создания условий для прекращения резервации ОВСА, интеграции его в социум недостаточно действий только специализированных учреждений (реабилитационных, социальных центров). Возникает социальный (культурный) аспект проблемы, а не медицинский. По мнению авторов проекта, главной причиной, затрудняющей процесс интеграции ОВСА в общество, является ГРАНИЦА между ОВСА и “благополучными”, закрепленная в общественном сознании. Отсутствие культуры общения - опыта взаимодействия друг с другом в повседневной жизни - усиливает эту границу (человек из социально-благополучной части социума интуитивно избегает, опасается инвалида, наркомана, не зная как с ним общаться, как на него реагировать). Для изменения ситуации необходимо ОСОЗНАНИЕ:
Цели проекта 1. Создание условий для преодоление резервации ОВСА. 2. Гуманизация общественного сознания. Задачи
Методы:
Т.о. проект проходит в 3 этапа 1. Городская акция “Город для всех-1” (Город для всех?) с 11 – 15 сентября .По всему городу (на светофорах, на учебных, медицинских заведениях, учреждениях культуры, на подъездах жилых домов и т. д.) будут расклеены листовки – указатели: “Здесь НЕТ пандусов, – но дело даже не в них” и “Здесь НЕТ свистка для слепых, – но дело даже не в нем”. Обозначение неприспособленности городского ландшафта для людей с ограниченными возможностями. 2. Творческие мастерские (живописная, издательская, фотомастерская, театрально-литературная, игровая, мастерская автопортрета) с 16 – 18 сентября .Это творческий процесс, в котором на равноправных началах участвуют представители групп ОВСА (инвалиды) и социально – адаптированные группы. Кураторами мастерских станут художники, фотографы, литераторы, психологи г. Тольятти. В живописной мастерской каждый участник напишет собственную картину. Результатом работы издательской мастерской станет издание на “коленках” - самодельная книжка с иллюстрациями детей. Участники фотомастерской создадут уникальные автопортреты. На литературной мастерской дети напишут литературные произведения. В игровой – придумают новые игры. Главное же – не столько результат, сколько общение – попытка узнать друг друга ближе. В совместном творчестве задача эта облегчается – общение проистекает более естественно, чем в обычных условиях. Всего участников Мастерских (не считая кураторов)– 30 человек, из них 15 – инвалиды. Возраст – от 14 до 23 лет. 26 сентября в музее откроется выставка “Я – здесь!” (по итогам работы творческих мастерских – живопись, фотографии, литературные произведения и пр).3. Городская акция “Город для всех– 2”! с 30 сентября по 2 октября. Расклеивание социальных плакатов на тех же местах, где расклеивались листовки первой акции. На плакатах - портреты участников Мастерских и созданные ими объекты. Ожидаемые результаты. Для участников мастерских (подростков) –получение позитивного опыта взаимодействия друг с другом, который может использоваться ими в жизни. Для кураторов мастерских –профессиональное взаимообогащение, приобретение нового опыта по организации подобных совместных творческих процессов и их возможное развитие. Для местного сообщества – возможность осознания существующей в их собственном сознании границы “полноценный - неполноценный”, создание предпосылок для осознание ее условности, возможно - ответное действие на предлагаемые кураторами в рамках проекта провокации (установка пандусов).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия акции “Я - здесь! …”
Акция проходила с 16 по 18 сентября 2000 года в рамках проекта “Я – здесь!” краеведческого музея, под руководством Черняевой Л. Подготовка к акции предполагала: разработку сценария работы мастерских и организации совместной работы участников и кураторов (ведущих мастерских). Ставилась задача преодоления границ социальных контактов при адаптации молодых людей с ограниченными возможностями в общество. Анализ состава участников. Трех девушек сопровождали родители:1 - Отец сопровождал дочь только во время доставки в музей и домой. 2 - Двое родителей следовали неотступно за соей дочерью, полностью блокируя ее действия. Мать и отец общались, как бы за нее. Покинули акцию после первого занятия в Литературной мастерской. Девушка успела написать философское произведение (см. Литературная мастерская – Маршацкая Светлана), удивив себя, родителей и участников. Однако, после такого, казалось бы, успеха родители увезли девушку. Причину мы не знаем.3 - Дочь с мамой неотступно следовали друг за другом, находясь в зоне личного расстояния друг друга. Троих молодых людей сопровождала специалист реабилитационного центра. В своем поведении она исполняла две роли: матери и администратора.Здоровую группу граждан представляли подростки - курсанты кадетского корпуса, учащиеся театрального центра, подростки “рейв - клуба”.Анализ деятельности. Психолог ставила задачу объединения и сближения участников. Использовались коммуникативные упражнения, отражения чувств через рисунок, рефлексия отражения событий (шеринги в начале и по окончанию работы).Кураторы мастерских использовали принципы: передачи информации, совместную деятельность с целью создания творческого продукта, трансляцию собственного опыта участникам и другим кураторам. (Психолог с большим удовольствием, впервые в жизни, сама писала тексты в Литературной мастерской и на равных работала в группе подростков.)С психологической точки зрения использовались принципы:Четыре мастерские работали постоянно: Фотографии, Литературная, Игровая, Издательская.Наибольший охват молодежи – в игровой мастерской (коллективные игры).Затем - фотомастерская, литературная. Издательская - замыкает перечень. мастерских. Организующим началом на протяжении трех дней работы было наличие полотен, где участником было дано задание - отображать рисунками или фразами происходящее – “в стране” (первое полотно), “в семье” (второе полотно), и “в душе” (третье). Каждый новый день мы начинали чистые полотна.Важную роль играло наличие разнообразного изобразительного материала . Свободный доступ, возможности уединения позволяли выражать свои потребности; черкать, рисовать, выполнять аппликации и создавать композиции( цветной шнур, цветной скотч, цветной картон).Инсталляция автопортретов (каждому участнику предлагалось в бумажной рамке представить собственный портрет, используя личные вещи) - важный элемент самовыражения, достаточно мощный инструмент социального предъявления себя группе и ассоциативного восприятия других.. Он предоставил возможность получения максимума обратной связи у 25 участников.Некоторое сомнение вызывает выбранный нами принцип организации Мастерских - “следовать по процессу”. Т.е. предпочтение отдавалось свободному самовыражению и личному выбору каждого. Положительное в этом выборе была самостоятельность и умение ориентироваться на собственные желания, использовать средства, пространство и свободу перемещения для средств самовыражения.Проведенная акция продемонстрировала широкие возможности социализации молодежи с ограниченными возможностями через социо –культурные проекты, при наличии мастеров искусства. Проблемы, обозначившиеся в ходе работы мастерских. И если представлять этих подростков как самое ближайшее препятствие к гуманному вхождению подростков с ограниченными возможностями во двор, как границы вхождения в социальный мир вообще, то это требует, во первых, всеобщей рефлексии кураторов и неоднократного наблюдения за подростками в рамках других акций. Возможно, это потребует от кураторов более глубокой рефлексии и научного наблюдения за последствиями действий. Эту проблему мне лично хотелось бы обозначить. На мой взгляд, командная работа предполагает более глубокое взаимодействие с чувствами и собственную открытость кураторов. 2. Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями осложняется отношениями со взрослыми - в нашей ситуации, с родителями и ответственными работниками. В необходимости участия последних не вижу никакого смысла. По поведению присутствующих родителей, можно сделать вывод о той главной границе, которую они устанавливают для собственных взрослеющих детей. Родители, несомненно, эти границы устанавливают. Степень неосознанности может для них оказаться обострением невроза или вскрытием внутреннего конфликта. Словом, тема этих отношений достаточно деликатная и требует предварительного обсуждения с родителями на этапе формирования состава участников группы. При обоюдном согласии, можно было бы организовать специальную мастерскую для родителей по эффективному развитию расширению личной свободы для ребенка. Это уже задача для более глубокого научного исследования в области психологии и социологии. Аналитическая справка по итогам Творческих мастерских в рамках проекта “Я – здесь!” координатора проекта Лезиной Анны. При подготовке и проведении творческих мастерских были созданы условия для взаимодействия различных социальных групп – “неблагополучных” инвалидов и “благополучных” горожан. Ситуация осложнялась внутренней градацией каждой из этих групп: “выездные” и “не выездные” инвалиды, опекаемые и самостоятельные подростки, гражданские и военные (кадеты), разные возрастные группы (от 12 до 45). Количество участников: подростки - 21 человек (из них кадеты – 4, инвалиды – 8, учащиеся - 9), сопровождающие лица – 5 , кураторы мастерских, психолог, координаторы – 9. В процессе творческого взаимодействия участников мастерских были получены следующие результаты:
- преодоление закрытости соц. групп через совместные творческие действия (в игровой мастерской девушка-колясочница участвовала в играх без своей коляски );
Таким образом, в процессе ТМ был приобретен уникальный опыт общения различных соц. групп, отсутствие которого и является причиной отчуждения внутри городского сообщества. Самые главные результаты остались не отраженными материально, а в душе каждого участника. “Как жаль, что все кончается”, “Мы хотим, чтобы это продолжалось”, “Эти мастерские – самое хорошее, что у меня было за последнее время” и.т.п. Итогом Творческих Мастерских явились:
Аналитическая справка по итогам
проекта (расклеивание листовок “Здесь нет пандусов /свистка для слепых/, но дело даже не в них”)Как выяснилось, люди, в большинстве своем, листовок на улицах просто не видели. Причин тому несколько.
Акция не вызвала широкого общественного резонанса, как это планировалось организаторами. Однако, есть обстоятельства, благодаря которым акцию нельзя считать бессмысленной (несостоявшейся):
Т.о. листовки выполнили несколько функций:
ВЫВОД. Никакая ПР - акция (какой по сути является акция “Город для всех 1”) не в силах изменить общественное мнение на тот или иной вопрос. Она способна “всколыхнуть” лишь малую долю сознаний Людей в городе. И скорее всего, только “всколыхнуть” – на время. Но может быть, для кого-то в этом Городе акция будет означать – “ТЫ НЕ ОДИН. МЫ ДУМАЕМ. МЫ ЗНАЕМ.” Творческие мастерские. Они были организованы для небольшой группы людей. Мастерские – это система взаимодействия людей (“инвалидов” - “неинвалидов” - психологов и “художников”). Взаимодействие облегчено поводом – Творчеством – личным и совместным – свободным по своей сути – а потому, не напрягающим участников. Свобода выбора направления творчества (литература, живопись, фотография) облегчало задачу самореализации каждого участника мастерской. Присутствие ярких творческих индивидуальностей (художников, поэтов, фотохудожников – в роли кураторов) обеспечило возможность творческого процесса как такового. Мастерские устраивались в музее впервые. Возможно, вследствие отсутствия опыта, в ходе работы возникали определенные трудности.
В результате непредвиденного численного несоответствия участников одна мастерская – издательская – осталась без участников. Возможно, это произошло еще и вследствие возникшей конкуренции мастерских (издательство не вдохновило участников так, как Игра или Фотография). Однако, уже во второй день – когда в литературной мастерской “созрели” плоды творчества – издательство в составе двух человек (куратора и подростка) начало свою деятельность. В третий день Издательство стало одной из самых популярных мастерских среди всех участников – к рисункам делали иллюстрации. Мастерские могут развиваться по следующим моделям: 1 вариант (модель прошедших мастерских в музее “Я-здесь!”):
2 модель(более сложная – перспектива по развитию Мастерских “Я- здесь!”):
Психологическая работа может включать больше моментов взаимодействия участников друг с другом (в игре, в диалоге, в рисунке). Непринужденные психологические упражнения будут способствовать более тесному сближению участников.В мастерских “Я-здесь!” недостаточно четко оказался проработан механизм групповой работы, работы в парах. Расспросы психолога о самочувствии и впечатлениях (рефлексия) - во время общего собрания в кругу – не всех располагали к искренности – вследствие своей прямой постановки. Представителями современного искусства (кураторами мастерских) подобные методы воспринимались как искусственные, а потому – излишними. Возможно, применение методик арттерапии, предусматривающих общение на другом языке – символов, знаков, звуков, движений, чувств – вызывало бы большее доверие как у участников и кураторов. Попытки применения данных методик в мастерских предпринимались (игра “Вампиры”, сочинение сказки по совместному рисунку на темы “Горы”, “Море”, “Пустыня”, “Космос” , автопортрет-инсталляция в рамке с использованием личных предметов) и дали неплохие результаты.
4.Самым сложным моментом является вопрос участников, адресованный организаторам – “А что дальше? Это сказка, которая закончилась и не повторится?”. Опыт приобретенный участниками за три дня общения друг с другом, опыт узнавания самого себя – и есть то самое ценное, что может быть вынесено из Мастерских. Получается, что каждый участник волен распоряжаться этим опытом –по своему усмотрению. У организаторов акции на сегодняшний момент пока нет идеи – по развитию Мастерских для одних и тех же участников. Возможно, целесообразно проводить повторные встречи участников (Мини-мастерские, дружеские встречи, акции – в различных учреждениях, в городе). Вопрос этот требует серьезной проработки, а также специальной статьи финансирования в рамках определенного проекта. Все выявленные в ходе реализации Мастерских недочеты (трудности, недоработки) являются ценным материалом для дальнейшего развития проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ МАСТЕРСКИХ, КОТОРЫМИ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ:
Если в первый день Мастерских участники очень робко говорили о себе, о своих чувствах, были “зажаты” в творчестве, то к концу третьего дня – “барьеры” начали преодолеваться. В третий день в игровой мастерской девочка спустилась с коляски (инвалидной) и на полу вместе с другими складывала фигуры. Люди легче стали общаться друг с другом – исчезли натянутые улыбки, за обедом и при общих собраниях все чаще шутили, делились впечатлениями. Замечено, что некоторые “повлюблялись” друг в друга (что также свидетельствует об открытости участников). Следует заметить, что не все участники остались до конца третьего дня. Несколько человек ушли (четверо подростков 17-18 лет и девушка - “колясочница”, за которую решение об уходе, вероятно, приняли ее родители, не оставляющие ее ни на минуту). Про нее хочется сказать, что перед своим уходом она написала потрясающе красивое стихотворение, которое вместе с другими вошло в Книжку по итогам Мастерских.В том, что Мастерские требуют продолжения, кураторы и подростки остались единодушны. Последнее обновление: | ||