ПРОЕКТ  "Я  ЗДЕСЬ !"

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЕКТЕ.

Методика Творческих Мастерских разработана Благотворительным Фондом поддержки и развития арттерапевтических программ “В поисках гармонии”, Российским научно-практических центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея.

2-4 апреля в Тольяттинском краеведческом музее Благотворительным фондом поддержки и развития г. Санкт-Петербурга был проведен региональный семинар “Арттерапия в образовании, психологическом консультировании и культуре”.

Постановка проблемы.

В общественном сознании социум условно разделен на две составляющие:

  • социально–адаптированные (благополучные) группы

  • социально неблагополучные (люди с ограниченной возможностью социальной адаптации -ОВСА)

Ко вторым “традиционно” относят Людей “с проблемами” - инвалидов, наркоманов, людей с криминальным прошлым и пр.

В обществе по-прежнему работает стереотип об их социальной “неполноценности”. Налицо резервация ОВСА – изоляция его от “здоровой” части социума (частичная или полная). Дискриминация ОВСА, по сути - производная общественной установки.

Для создания условий для прекращения резервации ОВСА, интеграции его в социум недостаточно действий только специализированных учреждений (реабилитационных, социальных центров). Возникает социальный (культурный) аспект проблемы, а не медицинский.

По мнению авторов проекта, главной причиной, затрудняющей процесс интеграции ОВСА в общество, является ГРАНИЦА между ОВСА и “благополучными”, закрепленная в общественном сознании. Отсутствие культуры общения - опыта взаимодействия друг с другом в повседневной жизни - усиливает эту границу (человек из социально-благополучной части социума интуитивно избегает, опасается инвалида, наркомана, не зная как с ним общаться, как на него реагировать).

Для изменения ситуации необходимо ОСОЗНАНИЕ:

    1. условности границы “благополучный-неблагополучный” (каждый благополучен и неблагополучен по-своему)

    2. людей ОВСА как ярких творческих индивидуальностей (каким является КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК по природе своей, вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе)

    3. условности понятия “инвалид” (существует категория нравственной инвалидности, не зависящая от физического состояния человека)

Цели проекта

1. Создание условий для преодоление резервации ОВСА.

2. Гуманизация общественного сознания.

Задачи

  1. Создание информационно-координационного центра в рамках проекта.

  2. Распространение специальной знаковой системы социальной направленности – в реальном пространстве города (социальные плакаты, знаки) и в виртуальном пространстве INTERNET (WEB -страница).

  3. Расширение партнерских связей, осуществление сетевого взаимодействия с инициативами аналогичного типа в России и за рубежом.

  4. Отработка технологии интегрированных творческих мастерских с участием ОВСА с целью трансляции проекта на регион, а также дальнейшей организации мастерских на базе Музея, специализированных учреждений, учебных заведений, общественных организаций, проведения акций под открытым небом.

  5. Расширение музейной аудитории за счет привлечения различных групп посетителей.

Методы:

    • Обозначение НАЛИЧИЯ в общественном сознании ГРАНИЦЫ “полноценный -неполноценный”. Что подтверждает городской ландшафт, неприспособленный для людей с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов, свистков для слепых на светофорах). Ландшафт как следствие общественной установки. – РR- акция “Город для всех 1”

    • РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦЫ “полноценный - неполноценный” посредством вовлечения представителей ОВСА и “социально-адаптированных” в общий творческий процесс, приобретения в нем личного опыта взаимодействия – действие Творческой мастерской.

    • РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦЫ “полноценный - неполноценный” в сознании местного сообщества через предъявление ему результатов совместного творчества и невозможности выявления “творческой несостоятельности” его участников -РR- акция “Город для всех 2”.

 

Т.о. проект проходит в 3 этапа

1. Городская акция “Город для всех-1” (Город для всех?) с 11 – 15 сентября.

По всему городу (на светофорах, на учебных, медицинских заведениях, учреждениях культуры, на подъездах жилых домов и т. д.) будут расклеены листовки – указатели: “Здесь НЕТ пандусов, – но дело даже не в них” и “Здесь НЕТ свистка для слепых, – но дело даже не в нем”. Обозначение неприспособленности городского ландшафта для людей с ограниченными возможностями.

2. Творческие мастерские (живописная, издательская, фотомастерская, театрально-литературная, игровая, мастерская автопортрета) с 16 – 18 сентября.

Это творческий процесс, в котором на равноправных началах участвуют представители групп ОВСА (инвалиды) и социально – адаптированные группы.

Кураторами мастерских станут художники, фотографы, литераторы, психологи г. Тольятти.

В живописной мастерской каждый участник напишет собственную картину. Результатом работы издательской мастерской станет издание на “коленках” - самодельная книжка с иллюстрациями детей. Участники фотомастерской создадут уникальные автопортреты. На литературной мастерской дети напишут литературные произведения. В игровой – придумают новые игры.

Главное же – не столько результат, сколько общение – попытка узнать друг друга ближе. В совместном творчестве задача эта облегчается – общение проистекает более естественно, чем в обычных условиях.

Всего участников Мастерских (не считая кураторов)– 30 человек, из них 15 – инвалиды. Возраст – от 14 до 23 лет.

26 сентября в музее откроется выставка “Я – здесь!” (по итогам работы творческих мастерских – живопись, фотографии, литературные произведения и пр).

3. Городская акция “Город для всех– 2”! с 30 сентября по 2 октября.

Расклеивание социальных плакатов на тех же местах, где расклеивались листовки первой акции. На плакатах - портреты участников Мастерских и созданные ими объекты.

Ожидаемые результаты.

Для участников мастерских (подростков) –получение позитивного опыта взаимодействия друг с другом, который может использоваться ими в жизни. Для кураторов мастерских –профессиональное взаимообогащение, приобретение нового опыта по организации подобных совместных творческих процессов и их возможное развитие. Для местного сообщества – возможность осознания существующей в их собственном сознании границы “полноценный - неполноценный”, создание предпосылок для осознание ее условности, возможно - ответное действие на предлагаемые кураторами в рамках проекта провокации (установка пандусов).

 


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия акции “Я - здесь! …”
психолога высшей категории
Комиссаровой Ольги.

 

Акция проходила с 16 по 18 сентября 2000 года в рамках проекта “Я – здесь!” краеведческого музея, под руководством Черняевой Л.

Подготовка к акции предполагала: разработку сценария работы мастерских и организации совместной работы участников и кураторов (ведущих мастерских).

Ставилась задача преодоления границ социальных контактов при адаптации молодых людей с ограниченными возможностями в общество.

Анализ состава участников.

Трех девушек сопровождали родители:

1 - Отец сопровождал дочь только во время доставки в музей и домой.

2 - Двое родителей следовали неотступно за соей дочерью, полностью блокируя ее действия. Мать и отец общались, как бы за нее. Покинули акцию после первого занятия в Литературной мастерской. Девушка успела написать философское произведение (см. Литературная мастерская – Маршацкая Светлана), удивив себя, родителей и участников. Однако, после такого, казалось бы, успеха родители увезли девушку. Причину мы не знаем.

3 - Дочь с мамой неотступно следовали друг за другом, находясь в зоне личного расстояния друг друга.

Троих молодых людей сопровождала специалист реабилитационного центра. В своем поведении она исполняла две роли: матери и администратора.

Здоровую группу граждан представляли подростки - курсанты кадетского корпуса, учащиеся театрального центра, подростки “рейв - клуба”.

Анализ деятельности. 

Психолог ставила задачу объединения и сближения участников. Использовались коммуникативные упражнения, отражения чувств через рисунок, рефлексия отражения событий (шеринги в начале и по окончанию работы).

Кураторы мастерских использовали принципы: передачи информации, совместную деятельность с целью создания творческого продукта, трансляцию собственного опыта участникам и другим кураторам. (Психолог с большим удовольствием, впервые в жизни, сама писала тексты в Литературной мастерской и на равных работала в группе подростков.)

С психологической точки зрения использовались принципы:

  • полного приятия и поощрения деятельности
  • свободного участия и выбора той или иной мастерской.

Четыре мастерские работали постоянно: Фотографии, Литературная, Игровая, Издательская.

Наибольший охват молодежи – в игровой мастерской (коллективные игры).

Затем - фотомастерская, литературная. Издательская - замыкает перечень. мастерских.

Организующим началом на протяжении трех дней работы было наличие полотен, где участником было дано задание - отображать рисунками или фразами происходящее – “в стране” (первое полотно), “в семье” (второе полотно), и “в душе” (третье). Каждый новый день мы начинали чистые полотна.

Важную роль играло наличие разнообразного изобразительного материала. Свободный доступ, возможности уединения позволяли выражать свои потребности; черкать, рисовать, выполнять аппликации и создавать композиции( цветной шнур, цветной скотч, цветной картон).

Инсталляция автопортретов (каждому участнику предлагалось в бумажной рамке представить собственный портрет, используя личные вещи) - важный элемент самовыражения, достаточно мощный инструмент социального предъявления себя группе и ассоциативного восприятия других.. Он предоставил возможность получения максимума обратной связи у 25 участников.

Некоторое сомнение вызывает выбранный нами принцип организации Мастерских - “следовать по процессу”. Т.е. предпочтение отдавалось свободному самовыражению и личному выбору каждого. Положительное в этом выборе была самостоятельность и умение ориентироваться на собственные желания, использовать средства, пространство и свободу перемещения для средств самовыражения.

Проведенная акция продемонстрировала широкие возможности социализации молодежи с ограниченными возможностями через социо –культурные проекты, при наличии мастеров искусства.

Проблемы, обозначившиеся в ходе работы мастерских.

  1. Психологический барьер более обозначился у подростков “подъезда” (рейв - клуба) с людьми с ограниченными возможностями и куратором издательской мастерской. Феномен неприятия здоровья и физической силы (высокий рост и “кучкование” ребят) вызвало у них отторжение и недоверие (подозрение, что они украли маркеры). “Подъездная” группа не проявили интерес к мастерам искусства. С другой стороны, возможно, мы сами не услышали их интерес (в плане демонстрации их увлечений).

    И если представлять этих подростков как самое ближайшее препятствие к гуманному вхождению подростков с ограниченными возможностями во двор, как границы вхождения в социальный мир вообще, то это требует, во первых, всеобщей рефлексии кураторов и неоднократного наблюдения за подростками в рамках других акций. Возможно, это потребует от кураторов более глубокой рефлексии и научного наблюдения за последствиями действий. Эту проблему мне лично хотелось бы обозначить.

    На мой взгляд, командная работа предполагает более глубокое взаимодействие с чувствами и собственную открытость кураторов.

    2. Проблема социальной адаптации людей с ограниченными возможностями осложняется отношениями со взрослыми - в нашей ситуации, с родителями и ответственными работниками. В необходимости участия последних не вижу никакого смысла.

    По поведению присутствующих родителей, можно сделать вывод о той главной границе, которую они устанавливают для собственных взрослеющих детей. Родители, несомненно, эти границы устанавливают. Степень неосознанности может для них оказаться обострением невроза или вскрытием внутреннего конфликта. Словом, тема этих отношений достаточно деликатная и требует предварительного обсуждения с родителями на этапе формирования состава участников группы. При обоюдном согласии, можно было бы организовать специальную мастерскую для родителей по эффективному развитию расширению личной свободы для ребенка.

  2. Следующая проблема, которая означилась во время проведения акции – это психическое несоответствие своему паспортному возрасту (у инвалидов), по наблюдению на 6-8 лет. Поэтому проблема формирования социального интеллекта важна для адаптации подростков с ограниченными возможностями.

 “Подъездные” подростки как раз могли бы стать тем дворовым адаптивным механизмом к жизни, в период более младшего возраста где-то 11-13 лет.

Это уже задача для более глубокого научного исследования в области психологии и социологии.

 

Аналитическая справка по итогам Творческих мастерских в рамках проекта “Я – здесь!” координатора проекта Лезиной Анны.

При подготовке и проведении творческих мастерских были созданы условия для взаимодействия различных социальных групп – “неблагополучных” инвалидов и “благополучных” горожан. Ситуация осложнялась внутренней градацией каждой из этих групп: “выездные” и “не выездные” инвалиды, опекаемые и самостоятельные подростки, гражданские и военные (кадеты), разные возрастные группы (от 12 до 45).

Количество участников: подростки - 21 человек (из них кадеты – 4, инвалиды – 8, учащиеся - 9), сопровождающие лица – 5 , кураторы мастерских, психолог, координаторы – 9.

В процессе творческого взаимодействия участников мастерских были получены следующие результаты:

  • снятие стереотипа “непригодности” инвалидов через создание ими оригинальных творческих объектов ;

  • осознание условности понятия “инвалид” (“обычные” участники не выделяли инвалидов в группе, не видели их);

- преодоление закрытости соц. групп через совместные творческие действия (в игровой мастерской девушка-колясочница участвовала в играх без своей коляски);

  • создание дружеской атмосферы, установление межличностных контактов (явное нежелание участников расставаться, обмен адресами, контакты уже вне стен музея);

Таким образом, в процессе ТМ был приобретен уникальный опыт общения различных соц. групп, отсутствие которого и является причиной отчуждения внутри городского сообщества. Самые главные результаты остались не отраженными материально, а в душе каждого участника. “Как жаль, что все кончается”, “Мы хотим, чтобы это продолжалось”, “Эти мастерские – самое хорошее, что у меня было за последнее время” и.т.п.

Итогом Творческих Мастерских явились:

  • выставка творческих объектов по итогам Творческих Мастерских;

  • размывание границы “полноценный - неполноценный” в сознании участников ТМ;

  • приобретение позитивного опыта общения и разрушение негативных стереотипов “полноценный - неполноценный”, “благополучный - неблагополучный”, “такой как я – другой, чужой”;

  • создание предпосылок для осознания условности границы “полноценный - неполноценный” в масштабах всего городского сообщества;

  • приобретение нового опыта по организации подобных совместных творческих процессов и их возможное развитие.

Аналитическая справка по итогам проекта
“Я-здесь!” руководителя проекта
Любови Черняевой.

Городская акция “Город для всех-1”

(расклеивание листовок “Здесь нет пандусов /свистка для слепых/, но дело даже не в них”)

Как выяснилось, люди, в большинстве своем, листовок на улицах просто не видели. Причин тому несколько.

    1. Листовки клеили на лестницы зданий, и их практически сразу снимали – либо владельцы зданий (служащие учреждений), либо дворники (реакцию горожан – см в разделе “РЕАКЦИИ”).
    2. Не все волонтеры “прониклись” идеей – часть листовок, вероятно, осталась нерасклееной.

Акция не вызвала широкого общественного резонанса, как это планировалось организаторами.

Однако, есть обстоятельства, благодаря которым акцию нельзя считать бессмысленной (несостоявшейся):

    1. Некоторые волонтеры вследствие привлечения их к проекту, сами впервые узнали, что такое “пандус”, для кого он нужен, почему городской ландшафт мало приспособлен для инвалидов (организаторы акции /или педагоги/ проводили с волонтерами предварительную беседу – диалог). Кроме того, волонтеры добровольно (или волей обстоятельств) взяли на себя роль “просветителей масс” по данному вопросу - во время расклеивания листовок.
    2. Небольшая часть горожан (дворники, “бабушки во дворах”, прохожие разных социальных слоев и положения, владельцы магазинов, служащие учреждений) листовки видели. Отчеты, предоставленные волонтерами, свидетельствуют о том, что часть людей также не знало, что значит “пандус”. Первая реакция людей – удивление, недоумение (недовольство – “кто-то опять клеит свою рекламу”). Но затем, после объяснения волонтеров, как правило, одобрение, понимание.

 

Т.о. листовки выполнили несколько функций:

  • ликбез группы молодых людей – волонтеров, а также части горожан по вопросу “инвалидности” (различные аспекты данного вопроса, в большей степени – о назначении пандусов)
  • провокация к подвижке сознания небольшой части жителей нашего города (ЗАДУМАТЬСЯ или начать ДУМАТЬ о проблеме – кто такие инвалиды, кто и что они есть в нашем городе, чем, собственно, они от нас отличаются)

 

ВЫВОД.

Никакая ПР - акция (какой по сути является акция “Город для всех 1”) не в силах изменить общественное мнение на тот или иной вопрос. Она способна “всколыхнуть” лишь малую долю сознаний Людей в городе. И скорее всего, только “всколыхнуть” – на время. Но может быть, для кого-то в этом Городе акция будет означать – “ТЫ НЕ ОДИН. МЫ ДУМАЕМ. МЫ ЗНАЕМ.”

Творческие мастерские.

 Они были организованы для небольшой группы людей. Мастерские – это система взаимодействия людей (“инвалидов” - “неинвалидов” - психологов и “художников”). Взаимодействие облегчено поводом – Творчеством – личным и совместным – свободным по своей сути – а потому, не напрягающим участников. Свобода выбора направления творчества (литература, живопись, фотография) облегчало задачу самореализации каждого участника мастерской. Присутствие ярких творческих индивидуальностей (художников, поэтов, фотохудожников – в роли кураторов) обеспечило возможность творческого процесса как такового.

 Мастерские устраивались в музее впервые. Возможно, вследствие отсутствия опыта, в ходе работы возникали определенные трудности.

  1. Количественное соотношение кураторов (организаторов) и подростков оказалось – 9: 21 (планировалось 9 : 30). Часть подростков не пришли по причине болезни, и возможно, из-за плохой погоды (было холодно, и шел дождь). Совершенной неожиданностью для организаторов стало появление с детьми 5 сопровождающих - родителей, соц.работников (предварительно оговаривалась самостоятельная работа детей в Мастерских). Соотношение взрослых и подростков в итоге– 14:21.

    В результате непредвиденного численного несоответствия участников одна мастерская – издательская – осталась без участников. Возможно, это произошло еще и вследствие возникшей конкуренции мастерских (издательство не вдохновило участников так, как Игра или Фотография). Однако, уже во второй день – когда в литературной мастерской “созрели” плоды творчества – издательство в составе двух человек (куратора и подростка) начало свою деятельность. В третий день Издательство стало одной из самых популярных мастерских среди всех участников – к рисункам делали иллюстрации.

  2. Психологом была выбрана модель “течения по процессу”, т.к. “творчество не поддается жесткой структуризации”. В определенном смысле, такой принцип позволял участникам Мастерских чувствовать себя достаточно раскрепощено, свободно в творческих проявлениях и дал неплохие результаты. Однако, отсутствие четкой структуры, динамично развивающейся ПРОГРАММЫ Мастерских на протяжении трех дней (у психолога, кураторов, координаторов) вызывало ощущение неорганизованности процесса, расхолаживало участников. Возможно, поэтому мы “потеряли” нескольких участников (5 чел).

ВЫВОД - Творческий процесс должен быть ОРГАНИЗОВАН – специалистами, профессионалами. От этого зависит качество получаемого продукта. Импровизация, предложения участников должны вливаться в заранее проработанную программу куратора (психолога), развивая и обогащая ее.

Следует заметить, что попытка выработки четкой стратегии действий была предпринята. Однако, она оказалась недостаточно успешной по нескольким причинам. Часть кураторов, задействованных в проекте, являясь сильными творческими личностями, не имея серьезного опыта работы с аудиторией на протяжении нескольких дней, сами являются приверженцами полной импровизации в творческом процессе. Возможно, опыт, полученный при реализации проекта “Я-здесь!” будет способствовать пересмотру такой позиции.

3. Имея приблизительное представление о проистечении процесса (ввиду отсутствия опыта), кураторы и психолог наметили приблизительный план работы с аудиторией, руководствуясь принципом “течения по процессу” (за исключением руководителя фотомастерской, предложившего четко-продуманный проект на все 3 дня). Ввиду этого, внутри Мастерских процесс дальше импровизации не пошел. Мы не смогли перейти на следующую ступень – активного взаимодействия между мастерскими с целью получения ОБЩЕГО продукта.

ВЫВОД.

Мастерские могут развиваться по следующим моделям:

 

1 вариант (модель прошедших мастерских в музее “Я-здесь!”):

  • Индивидуальная работа куратора внутри собственной мастерской (индивидуальное и коллективное творчество)
  • Работа психолога (рефлексия по поводу происходящего в Мастерских – индивидуальная и групповая работа)

2 модель(более сложная – перспектива по развитию Мастерских “Я- здесь!”):

  • Индивидуальная работа куратора внутри собственной мастерской (индивидуальное и коллективное творчество) – на первом этапе
  • Совместная работа кураторов над Общим совместным итоговым продуктом. Либо – Взаимодействие Мастерских друг с другом (привлечение участников других мастерских, общая с ними деятельность). т.е. расширение рамок действия каждой мастерской, поиск партнеров в других мастерских – на втором этапе.
  • Работа психолога, координатора – рефлексия по поводу происходящего, а также обеспечение возможными механизмами взаимодействия кураторов и участников разных мастерских с целью обнаружения общих интересов, выявления направлений по их развитию.

 

Психологическая работа может включать больше моментов взаимодействия участников друг с другом (в игре, в диалоге, в рисунке). Непринужденные психологические упражнения будут способствовать более тесному сближению участников.

В мастерских “Я-здесь!” недостаточно четко оказался проработан механизм групповой работы, работы в парах.

Расспросы психолога о самочувствии и впечатлениях (рефлексия) - во время общего собрания в кругу – не всех располагали к искренности – вследствие своей прямой постановки. Представителями современного искусства (кураторами мастерских) подобные методы воспринимались как искусственные, а потому – излишними. Возможно, применение методик арттерапии, предусматривающих общение на другом языке – символов, знаков, звуков, движений, чувств – вызывало бы большее доверие как у участников и кураторов. Попытки применения данных методик в мастерских предпринимались (игра “Вампиры”, сочинение сказки по совместному рисунку на темы “Горы”, “Море”, “Пустыня”, “Космос”, автопортрет-инсталляция в рамке с использованием личных предметов) и дали неплохие результаты.

 

4.Самым сложным моментом является вопрос участников, адресованный организаторам – “А что дальше? Это сказка, которая закончилась и не повторится?”.

Опыт приобретенный участниками за три дня общения друг с другом, опыт узнавания самого себя – и есть то самое ценное, что может быть вынесено из Мастерских. Получается, что каждый участник волен распоряжаться этим опытом –по своему усмотрению. У организаторов акции на сегодняшний момент пока нет идеи – по развитию Мастерских для одних и тех же участников. Возможно, целесообразно проводить повторные встречи участников (Мини-мастерские, дружеские встречи, акции – в различных учреждениях, в городе). Вопрос этот требует серьезной проработки, а также специальной статьи финансирования в рамках определенного проекта.

Все выявленные в ходе реализации Мастерских недочеты (трудности, недоработки) являются ценным материалом для дальнейшего развития проекта.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ МАСТЕРСКИХ, КОТОРЫМИ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ:

    1. Каждый участник мастерских в конце концов нашел сферу для собственной творческой реализации – стихосложение, импровизация в игре, иллюстрации к придуманным текстам, кулинария (обед готовили в музее сами. На третий день к координаторам акции (“поварам”) присоединились подростки. Куратор литературной мастерской высказал предложение “в следующий раз провести литературно- кулинарную мастерскую – сочинять стихи во время приготовления харчо, например”).
    2. Динамика изменения восприятия “инвалидов”. В первый день – когда “инвалиды” и “неинвалиды” увидели друг друга – возник момент недоумения, непонимания сути происходящего. У родителей инвалидов (и не только у них) закрался вопрос о возможном использовании людей в своих собственных целях. Но уже через несколько часов работы всякая подозрительность уступила место интересу. Ситуация стала восприниматься как данность, позднее - как должное, естественное. Участники перестали различать “тех” и “не тех”. Главным стало – возможность проявить себя, ситуация, когда многое зависит от собственной активности.
    3. На каких-то этапах возникали моменты общения участников друг с другом (чаще по инициативе самих участников), но в общем сохранялась ситуация погруженности участников в собственное – индивидуальное - творчество. Т.о. первый этап – узнавания нового о себе самом – был осуществлен (“а я думал – я не умею рисовать”, “я был настоящим издателем”, “я сумел собрать головоломку с закрытыми глазами”…). Кроме того, спонтанно – по инициативе участников и иногда кураторов - “завязывался” момент перехода ко второму этапу – творчеству совместному.
    4. Люди в творчестве, в игре, в непринужденном общении сняли психологическое напряжение (как подростки – особенно, кадеты, так и взрослые – “удивительно, но я опять оказалась в детстве”-надпись на рисунке). Причем, напряжение это, определенная замкнутость присутствовала в начале Мастерских у многих – вне зависимости от наличия “инвалидности”.

 

Если в первый день Мастерских участники очень робко говорили о себе, о своих чувствах, были “зажаты” в творчестве, то к концу третьего дня – “барьеры” начали преодолеваться. В третий день в игровой мастерской девочка спустилась с коляски (инвалидной) и на полу вместе с другими складывала фигуры. Люди легче стали общаться друг с другом – исчезли натянутые улыбки, за обедом и при общих собраниях все чаще шутили, делились впечатлениями. Замечено, что некоторые “повлюблялись” друг в друга (что также свидетельствует об открытости участников).

Следует заметить, что не все участники остались до конца третьего дня. Несколько человек ушли (четверо подростков 17-18 лет и девушка - “колясочница”, за которую решение об уходе, вероятно, приняли ее родители, не оставляющие ее ни на минуту). Про нее хочется сказать, что перед своим уходом она написала потрясающе красивое стихотворение, которое вместе с другими вошло в Книжку по итогам Мастерских.

В том, что Мастерские требуют продолжения, кураторы и подростки остались единодушны.

Последнее обновление:

Hosted by uCoz