А К Ц И И

- В ГОРОДЕ ПРОИСХОДЯТ СТРАННЫЕ ВЕЩИ [11-15.09.2000]
- ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ В МУЗЕЕ [16-18.09.2000]

 Место действия – г.Тольятти Самарская обл. 16-18 сентября 2000 г время местное.
 Событие - ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ В МУЗЕЕ.

 

Участники: подростки (в том числе инвалиды /ДЦП, эмбриональный акустический синдром, заболевание почек/), психологи и представители современного искусства.

 Задачи, которые ставили перед собой кураторы Мастерских – преодоление границы “полноценный - неполноценный” через совместное Творчество, приобретения навыков общения друг с другом и как следствие – осознание условности понятия “инвалид”.

В течение 3-х дней одновременно работали Литературная, Издательская, Игровая и Фото-мастерские.

Принцип работы Мастерских – открытость для всех участников. Т.о. подростки имели возможность попробовать себя в разных качествах. Утром и вечером все участники вместе с кураторами собирались в общем кругу, где процессом руководил психолог.

По итогам творческих мастерских с 26 сентября в музее работает ВЫСТАВКА (живопись - фотография – литература - инсталляции - издательство “на коленках).

 

№ 1 - ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Андрей Стеценко (Д.Глебович) - кураторор литературной мастерской
Андрей Стеценко (Д.Глебович) - кураторор литературной мастерской

 “Как куратор могу сказать, что все было организовано на должном уровне. Контингент подобрался понимающий и цепкий до литературных интересностей. Если проводить такие мероприятия чаще и платить за это кураторам, то всем от этого будет только польза. Еще хочется заметить, что коллектив кураторов был сплочен одной идеей – идеей творчества, пусть о качестве этого творчества речь пока не идет, но первый камень положен. Хорошо бы положить второй.” Андрей Стеценко (Д.Глебович) – куратор литературной мастерской – поэт, драматург Тольяттинского театра юного зрителя.

Ход работы Мастерской.

1 день.

  • Участники предлагают набор слов (любовь, засада, зараза, рассада, корни, лед, стена, ствол, Эзенштейн, Пеперштейн, гора, волна, трава, меч, луч, сечь, тишина, сегун) и на их основе – каждый сочиняет текст.
  • Знакомство с японской поэзией – попытка создать текст в стиле Хокку (трехстишья), Танке (пятистишья).
  • Поощряется “свободное” творчество (не по заданию куратора).

2 день.

Литературные чтения для Всех участников Всех мастерских. Желающие (в т.ч. кураторы) читают свои тексты – которые написали здесь (и раньше).

3 день.

Под руководством нового куратора (Вадима Леванова) – стихосложение на тему “Мой город”.

 

“ПРОДУКТ” МАСТЕРСКОЙ:

  Наряду с “заслуженными” авторами в работе мастерской принимали участие люди, впервые “взявшиеся за перо”.

 

* * *

Меч раздоров.

 

Стеной гора, а на горе
Во льду и вымерзшей траве
Был воткнут меч.
Он корни дал,
А солнца луч ему шептал:
“Зачем ты здесь, зараза ты.
Мне было видно с высоты,
Как много зла ты натворил,
Людей со света много сжил.
Ты сеял горе средь людей
В борьбе политиков, идей,
Губил любовь,
Лилась в полях ручьями кровь,
В борьбе за власть, за новый мир
Людей немало погубил.
Теперь сюда тебя занес
В наш горный край смолистых слез
Какой-то дьявол во плоти,
Воткнул и поспешил уйти.
А ты пророс и начал то,
Чего понять не мог никто.
Оставь, уйди, прошу тебя,
Прошу за мир – не за себя;
Весь мир устал от войн и бед,
Оставил ты жестокий след
Пора, наверно, отдохнуть.
Замри, оставь, пора уснуть”.
От этих слов меч потускнел,
Все корни оторвать сумел.
Еще разок свернул булат
И, зашипев, унесся в ад.
А солнце над горой взошло
И счастье миру принесло.
 

Стрельников Василий, 17 лет,
учащийся 3 курса военно-технического кадетского корпуса.

 

* * *

Панда на ветке сидит,
В животике плещется чай,
Что же такое любовь?

 

Ли Пен и Су Лин
Ели суши.
Чем бы дитя не тешилось,
Лишь бы не пило саке.

 

Пришла осени пора,
Земля поменяет лицо.
Перемены.

 

Дорога уходит на юг,
Замерли камни в тоске.
Сандали натерли мозоль.
Иду.

 

Если плохо мне станет,
Выйду я в поле чистое,
Обниму взглядом солнце
Такое лучистое.
Прикоснусь к лепестку
Василька невысокого,
Воды выпью с ручья
Из оврага глубокого.
Обниму ту сосну,
Что стоит на пригорке
Поздороваюсь с мышкой,
Что живёт под ней, в норке.
Искупаюсь я в водах
Жигулевского моря,
Жить с природой в гармонии-
Вот лекарство от хвори!
Растянусь на траве,
Её свежесть вбирая,
И скажу сам себе:
“Не ищу больше рая.
Этот рай на земле,
Вокруг нас, рядом с нами,
Но об этом частенько
С вами мы забываем!”





Я дурман трава
Порожденье зла
Ядовитый сок
Плещется во мне
За своё коварство
Превращен в цветок.
И налился ядом

Трепетный росток.
Жить со мною может
Только побратим,
Но судьба сказала
Будешь нелюдим.
Исповедал душу,
В пустоту трубя,
Я за каждый грех

Проклинал себя.
Не растёт со мною
Ни один цветок,
Вместо брачных уз
Дан мне лишь порок.
Как бы я хотел
Быть таким как все,
Но таков мой рок 
Яд несу в себе.

                                                Иванов Дмитрий, 23 года

* * *

Шагает парень по шоссе,
Лучи пронизывают воздух,
Стекло на солнце.

 

Дворик с курами,
Белый платок мелькнул в окне,
Холодно.

 

Корни рассады
Любовь растворяет
Волны льда.
Сечь поле не надо,
Там тишина.
Я не скажу, где
Меч как луч.
Эйзенштейну засада,
Бей ту заразу.
Труба во мне.
Ферштейн, Пеперштейн.

  Комиссарова Ольга, психолог высшей категории.

 

* * *

 

Корни. Рассада.

Любовь – как засада.

Ствол и трава.

Меч и волна.

Лед. Одиночество.

Солнце. Тепло.

Дерево выросло.

Так.

Ничего.

Любовь Черняева, 25 лет

 

* * *

Серый дождь.
Мокрые листья.
Жутко на сердце.
Пустая прогулка.

 

В воздух поднялся дракон.
Вечером лес окружен.
Сон.

 

Дождь хлестает по окошку.
Ветер бьет ко мне в лицо.
Уловить бы ту дорожку,
Подожди меня еще.
Я об осени забыла,
На дорогу не смотрю,
И бегу к тебе как было,
Потому что я люблю.

  Грошева Александра, 13 лет

  

* * *

Прошла любовь у нас с тобой,
И между нами лед стеной.
Забудешь вскоре ты о ней.
И не оставила корней,
Чтоб кустик тот любви взошел
И год другой ее пошел.
А вспомнишь ты меня едва ль.
Не будем мы смотреть в ту даль.
Что было, то уже прошло,
Как жалко, что оно ушло,
То чувство, что любовью звали,
Что мы с тобой не забывали.

 

 

Мой город Тольятти

На Волге стоит,
Все это так кстати.
А сердце болит,
Болит за всех тех,
Кто бросил свой дом,
А так же за тех,
Кто не думал о том,
Что жизнь у него
Не так уж длина,
Что на жизнь его
Встанет стена.
Да что я о них.
Вот город, он мой.
А я уж поник
Своей головой.
Да здравствует город!
За него я рад,
Не это ли повод
Для крика “Виват!”

 

Бондарь Александр,15 лет,
учащийся 3 курса военно-технического кадетского корпуса.

* * *

Дорога. 

Долго шли
До того ларька.
Ноги по лужам хлюп-хлюп.

 

Любовь. 

Твоя футболка где-то за креслом,
Перегорела лампочка.
Любовь.

 

Осень. 

Поет Шевчук.
Стоп магнитофон,
Чай остывает.

Андрей Стеценко, куратор 

 

* * *

Распространяются мнения о любви,
Как рассада на поле,
Пускает свои корни.
От этого сердцу не становится
Теплей. Оно становится как лед.
Как хочется, чтобы пришел
Меч и рассек эту стену,
Ограждающую от луча света,
Идущего с неба и несущего
Тишину.
И живительная волна
Все обновит и вырастит свежая трава.

 

Маршацкая Светлана, 22 года.

 

* * *

Ночью только луна
Освещает наш путь.
Куда?
 

Дорога легка и пряма
Если ждут тебя
Там, куда ты идешь.
 

Осенняя ночь.
Ты продрог и замерз.
Есть ли Дом?

Лезина Анна, 21 год

 

* * *

Не легко мне без тебя.
Как мне дальше жить – не знаю.
Ты не знаешь про меня. Ну а я души не чаю.
Почему так трудно жить, кто мне даст ответ правдивый?
У вопроса “Быть – не быть”
Бьюсь я, словно конь ретивый.
Все меня вопрос терзает
Почему ты не со мной?
Где тебя судьба таскает?
И живешь ли ты лишь мной?
Где тебя я повстречаю
И когда наступит день?
Неужели я отчаюсь
И искать мне будет лень?
Нет! – скажу себе я строго
Не отчаюсь никогда!
Буду биться за свободу, Буду я мечтать всегда!
 

Алфимов Михаил, 16 лет, учащийся 2 курса военно-технического кадетского корпуса.

 

№ 2 – ФОТОМАСТЕРСКАЯ.

Константин Водяницкий - куратор фотомастерской
Константин Водяницкий - куратор фотомастерской

 “Основным проектом в рамках фотомастерской следует считать “Портрет в темноте двумя камерами”. Каждому участнику акции предлагалось расположиться на установленном в заранее подготовленном помещении стуле. Поза, а также возможность ее изменения, не оговаривалась. Затем в помещении выключался свет и объявлялось, что съемка произойдет в момент, обозначаемый фотографируемым при помощи слова “готов/готова”. Время подготовки не ограничивалось. После минимальной задержки фотограф выполнял снимок и включался свет.

По замыслу автора проекта темнота должна была привлечь внимание к ценности “Изображения Себя в Себе”, адекватности внутреннего образа и двух изображений, полученных фотографическим способом двумя камерами в один момент времени.” – Константин Водяницкий, фотограф, куратор фотомастерской.

 

ПРОДУКТОМ стали фотографии каждого участника Мастерских (погрудный портрет и портрет в полный рост - одновременно).

 Оказавшись в полной темноте, человек имел время принять “естественный (или неестественный – но желательный для себя)” вид. Он был таким – какой есть – каким хочет быть – каким хочет казаться.

Фотографии представлены на выставке музея “Я-здесь!”, а также являются составляющей плаката “Я-здесь!”, который вскоре появится на улицах города (акция Город для всех-2).

кликни на фото

кликни на фото
кликни на фото

кликни на фото
кликни на фото

кликни на фото

Чтобы посмотреть остальные фотографии кликай тут:

[1 2] - [3 4] - [5 6] - [7 8] - [9 10] - [11 12] - [13 14] - [15 16] - [17 18] - [19 20]
[21 22] - [23 24] - [25 26] - [27 28] - [29 30] - [31 32] - [33 34] - [35 36] - [37 38] - [39 40]
[41 42] - [43 44] - [45 46] - [47 48] - [49 50] - [51 52] - [53 54] - [55 56] - [57 58] - [59 60]
[61 62] - [63 64] - [65 66] - [67 68] - [69 70]

Текст плаката – “Ну и кто здесь инвалиды? Кто из них? И кто из нас?” - не случаен. Дело в том, что у многих так называемых “инвалидов” на фотографиях - светлые, мудрые лица. А у тех, кого принято считать “полноценными, социально-адаптированными” - встречаются совершенно безумные. Что это – случайность, неудачно-падающий свет, не тот ракурс? Или знак – усмешка над нашими стереотипами? Еще один повод для размышлений - о себе самих.

 Другим мини-проектом Кости Водяницкого стал проект – “Расскажи”. Человеку предлагался снимок (фотография) одного из участников Мастерских, лично с ним не знакомым. Предлагалось “дать человеку имя и рассказать о нем”. Человек, пишущий о другом, иногда пишет о себе (о чем думает, мечтает, что его тревожит) – эта особенность заметна в полученных результатах.

 

Под фотографией мальчика –кадета в военной форме: “Не мальчик, но зрелый муж. Диссонанс? Нисколько. Юный кадет, мне спокойно, когда ты рядом.”

 Под фотографией парня –“инвалида”: “Тебя зовут Илья. Глаза твои полны светлой грусти. Ты любишь мечтать о море. Бескрайнем, бесконечномТы капитан. И у тебя есть свой парусник. Тугие, натянутые паруса. И еще ты любишь жизнь, людей. И верблюдов, которые в жаркой пустыне любят кушать красную землянику. (Прим – изображенный на фотографии во время мастерских нарисовал картину и рассказал, что на ней – верблюды и спелая ягода в песках - миражи)”

 Под фотографией подростка: “А лето я провел у бабушки. Я подрос за это время на 40 см. Там я ел клевер, поэтому так вымахал. Прошла моя бесшабашная юность. И теперь я вхожу в этот мир как воин добра и справедливости.”

  Интересно, что Фотомастерская располагалась в помещении, где хранится старинная мебель, зеркала конца прошлого века (фондовые предметы). Такая атмосфера придавала определенный ритуальный колорит происходящему ВНУТРИ.

 

 

№ 3. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Саша Веревкин - куратор издательских мастерских
Саша Веревкин
- куратор издательских мастерских

“Все предшествующее Мастерским время мы, кураторы, собирались, сидели, думали, как это пройдет, какие-то планы действий строили. А на самом деле, может, что-то было и не по плану, но все довольно-таки неплохо получилось. В моей мастерской было немного народу, но был со мной человек, который от чистых листов ватмана до такого конечного продукта (книги) вместе со мной дошел – это Володя. И выяснилось, что у нас с ним даже какие-то общие взгляды есть. Т.е. то, что делал Володя, мне очень понравилось. Ну и вот Аня – она оформляла тоже несколько страниц – и тоже все неплохо получилось – вписалась в общую модель. Нет, ну конечно, людей, которые там работали, было гораздо больше – они перетекали туда-сюда. А Володя - самый Мостадон. Еще есть такой человек (Дима), который два дня назад говорил – я не умею абсолютно рисовать, а сам там такие рисунки выдал.” - Александр Веревкин, художник, куратор мастерской “Издательство на коленках”.

   

 “Ну я хотел бы продолжить. Мне тут понравилось вообще-то – я даже научился кое-чему, руку набил – рисовать, клеить, лепить.” – Володя (тот самый) – парнишка, который “нашел себя”, цветным скотчем оклеивая все вокруг – страницы книжки, плакаты, которые рисовали другие – все, что двигалось, что шевелилось. Был абсолютно счастлив, в конце концов обмотав скотчем самого себя.

   

 

ПРОДУКТОМ “ИЗДАТЕЛЬСТВА НА КОЛЕНКАХ”

стала самодельная книжка “АЗЫ ПОЭЗИИ”. В нее вошли тексты, созданные в Литературной мастерской. Иллюстрации к текстам выполнили “издатели”, а также “случайно проходившие мимо” люди (участники других мастерских).

 

   

   

По завершению Мастерских книжка “Азы поэзии” издана полиграфическим способом тиражом в 200 экземпляров. Т.о. из “игрушечной” она превратилась в НАСТОЯЩУЮ - ту, которую можно листать, читать, дарить людям.

 

№ 4. ИГРОВАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Марина Давлетшина – психолог-консультант 
      Театрального центра ''Голосова-20'', куратор Игровой мастерской
Марина Давлетшина – куратор Игровой мастерской

 “Я хочу сказать, что получилось даже больше, чем я задумывала, и не по моей вине. Я считаю, что большую долю результата, который получился в нашей мастерской, заслужили дети, которые там были. Им казалось, что они просто бесились, свободно как-то парили в пределах Мастерской, но на самом деле сделали огромный вклад в развитие такой вот ИГРЫ.” - Марина Давлетшина – психолог-консультант Театрального центра ''Голосова-20'', куратор Игровой мастерской.

   

 

Все, чем играли в Масерской, было сшито из ткани:

  • мягкие пушистые разноцветные шарики –снежки, которыми можно было забрасывать друг друга
  • головоломки (из геометрических фигур), которые складывались на полу
  • большие конструкции (кубы, цилиндры, плоскости), из которых можно сложить дом, использовать в качестве шестов для соревновательных прыжков и пр.

 Подростки по-настоящему “отрывались в мастерской”.

 Кадеты, сняв свои военные кители, с головой закапывались в мягких материалах, по –настоящему наслаждаясь жизнью “без приказов”.

Федор установил “рекорд”, собрав головоломку - квадрат из кусочков ткани разной формы - с завязанными глазами (по правилам игры его собирают сначала с открытыми глазами).



   

А Людмиле в какой-то момент просто надоело быть зрительницей. Она спустилась с коляски и присоединилась к другим, играющим на полу подросткам.

 Цель игровой программы: создание безопасной обучающей среды для развития гармоничной созидательной личности. Задачи: развитие моторно-двигательной активности, формирование пространственно-временных представлений, повышение коммуникативных способностей, привитие морально-нравственных норм.

 

ВОТ МЫ – ТЕ, КТО БЫЛИ ЗДЕСЬ!

 Федоров Дмитрий, Алмакаева Лена, Шишкин Владимир, Наливайко Максим, Иванов Дмитрий, Мельникова Татьяна, Мельникова Анна, Веревкин Александр, Стеценко Андрей, Гафарова Раиса Идрисовна, Пономаренко Юлия, Сальфельд Аля, Лезина Анна, Царьков Борис, Плещев Федор, Орлова Марина, Комиссарова Ольга, Черняева Любовь, Фазлыахметова Мария, Грошева Александра, Давлетшина Марина, Давлетшина Мария, Стрельников Василий, , Круговая Людмила, Бондарь Александр, , Новохатько Анатолий, Алфимов Михаил, Гришин Анатолий, Козырев Дмитрий, Водяницкий Константин, Опенченко Даниил.

 Место действия – г.Тольятти Самарская обл. 11-15 сентября 2000 г время местное
 Событие - В ГОРОДЕ ПРОИСХОДЯТ СТРАННЫЕ ВЕЩИ.

– на светофорах появились листовки с надписью “Здесь нет свистка для слепых, но дело даже не в нем”

- на лестницах общественных зданий (городской администрации, судах, больницах, театрах, библиотеках, школах) – “Здесь нет пандусов, но дело даже не в них”.

Ощущение такое, будто кто-то “пометил” целый город (Автозаводский, Центральный, Комсомольский районы, Жигулевское море, пос. Поволжский, с.Федоровка). Причем, этот КТО-ТО не поленился приклеивать свои “бумажки” прямо к асфальту.

Событие, прямо скажем, непонятное.

Во-первых, что такое СВИСТОК ДЛЯ СЛЕПЫХ? Зачем он нужен на этих самых светофорах? И разве в городе так уж много слепых (что-то не видно их на улицах).

А ПАНДУС? Говорят, он нужен инвалидам на колясках. Но зачем же “уродовать” пандусами весь город ради нескольких десятков (ну пусть сотни) “колясочников”? Легче доставить все, что им нужно, на дом. И пусть этим занимаются специальные службы, МЫ-ТО, ПРОСТЫЕ СМЕРТНЫЕ, ТУТ ПРИ ЧЕМ?

И вообще, разве ПАНДУС пишется не через “З”?

Но листовки – это еще не все. Прямо на улицах к горожанам “приставали” молоденькие симпатичные девушки и задавали совершенно неожиданные вопросы (Кого называют инвалидами, например, и почему, собственно, городской ландшафт для них не приспособлен?)

В ЧЕМ ДЕЛО? ДЕЛО-ТО В ЧЕМ? (см разделы “реакции” и “проект”)

Продолжение следует (далее будет размещена информация о ходе и результатах Творческих мастерских в музее и акции “Город для всех-2”)

Последнее обновление:

Hosted by uCoz